Новый "Праздничный мир" приглашает вас в гости!

Загадки Високосного года

 

 Високосный год, как пройдет он — плохо или хорошо, - – остается на усмотрение Всевышнего. Именно в високосный год (988 год) Русь приняла Православную веру. Хорошо это или плохо? Вопрос спорный, и вряд ли мы это когда-либо узнаем...


Но деревянные «перуны», «ярилы» и прочие «велесы» отправились в последний заплыв по рекам, а обслуживающие истуканов волхвы попали под сокращение. Иногда физическое. Для них этот год стал плохим. Дабы не оставаться единственными неудачниками, ведуны, скоморохи и прочий языческий персонал отправились портить настроение крестьянам. Дескать, «Рвать в високосный год грибы — таскать на погост гробы» и т.д.
В результате вековой волхвовской пропаганды народ стал подозрительно относиться к високосному году, а заодно и к святому Касьяну, память которого Церковь отмечала как раз 29 февраля (13 марта – по новому стилю). В этот день трудовой народ старался не работать, а некоторые землепашцы вообще предпочитали не покидать избы, особенно до солнечного восхода, боясь «глаза Касьяна». Поговорка «Касьян на что ни взглянет — все вянет. Касьян на траву взглянет — трава вянет, на скот — скот дохнет, на дерево — дерево сохнет. На народ взглянет — народу тяжело» крепко засела в народное бессознательное.
Касьян завистливый, злопамятный, Касьян-перекос, Касьян-завистник, Касьян-косоглазый, Касьянов день, Недоброжелатель, Немилосердный, Остудный, Корыстник, Касьян-високос — это имена св. мученика Касьяна, которыми наградил его народ.


 А вобще святой Кассиан жил в V веке и прославился как проповедник монашеской жизни и основатель монастырей в Галлии. Он организовал женский и мужской монастыри в городе Массилия (ныне Марсель), написал 12 книг о жизни палестинских и египетских монахов и 24 «Собеседования» о нравственных основах христианского вероучения.
В народных русских преданиях, легендах, поверьях образ «Святого Касьяна», несмотря на всю праведность жизни реального человека, рисуется как отрицательный. В некоторых селах он даже не признавался за святого, а само имя его считалось позорным. Обычно образ Касьяна связывали с адом и присваивали ему демонические черты в облике и поведении.
По народным представлениям, «Святой Касьян» недоброжелателен, корыстен, скуп, завистлив, злопамятен и приносит людям одни несчастья. Внешний облик Касьяна неприятен, особенно поражают его косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. Русские люди верили, что «Касьян на что ни взглянет, всё вянет», «Касьян всё косой косит», «Касьян на народ — народу тяжело», «Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет». В Сибири считали, что Касьян любит «заворачивать» головы цыплят, индюков и кошек, после чего они дохнут или становятся уродами. В свой праздник Касьян развлекается тем, что смотрит на окружающий мир: посмотрит на людей — будет мор, на скот — падёж, на поля — неурожай. Кроме того, считалось, что Касьяну подвластны все ветры.
Некоторые легенды объясняли зловредность Касьяна тем, что он в младенчестве был похищен у благочестивых родителей бесами, которые и воспитали его в своём доме. Кроме того, в них рассказывалось, что Святой Василий Великий, повстречавшись с Касьяном, наложил ему на лоб крестное знамение, после этого Касьян стал обладать способностью сжигать приближающихся к нему демонов. Однако всё это не могло обелить святого, и для всех он продолжал оставаться злым Касьяном, не только для своих, но и для чужих.

 

 Первой иноземной жертвой сурового Касьяна стал Мамай (1380 год), плохо знавший русские народные приметы. Ничего не подозревая, амбициозный беклярбек и темник Золотой орды отправился на Куликовскую битву. Хотя любой русский землепашец знал, что отправляясь в дальнюю дорогу в високосный год нужно с порога родной избы сказать: «Високосный, батюшка, оставь себе плохое, а мне дай взять дорогое. Аминь». Мамай был темником, а не русским крестьянином. Это его и погубило.


 Если до этого високосный год боялись неграмотные крестьяне, то в 1564 году святого Касьяна недобрым словом поминали и «сливки» Русского государства. В декабре того года Иоанн Грозный внезапно покинул кремлевские покои и отправился в Коломну. Оттуда он перебрался в Александровскую Слободу. И началась на Руси опричнина. Со всеми вытекающими последствиями как для Руси, так и для боярского класса.


 1812 году високос сыграл злую шутку с непобедимым Наполеоном Бонапартом, решившим распространить свое господству на русскую территорию. Сначала все складывалась не в пользу русского народа; французы даже взяли Москву, но затем все развернулось с ног на голову. Уничтожение 550 тысячной лучшей армии в мире до сих пор не поддается здравому объяснению. Зарубежные историки пытаются объяснить катастрофически холодной зимой и неурожаем 1812 года. Хотя любой русский крестьянин знает, что во всем виноват коварный високос. Не любит Касьян незваных гостей из дальнего зарубежья.


 В 1904 году русский народ не раз вспоминал Касьяна, как добрым, так и злым словом. В начале високоса Российская Империя вступила в войну с Японией. Как мы помним, все кончилось печально. Дело закончилось революцией 1905 года, которая со временем мутировал в два штамма «февраль 1917» и «октябрь 1917». Кстати, летом 1904 года над Москвой пронесся небывалый за всю историю столицы смерч. Несмотря на чудовищную силу стихии, город избежал катастрофических последствий, а центр Москвы и вовсе остался невредим.

 

 Один из самых суровых годов - 1992 год современной русской истории. Не успел народ встретить Новый год, как на следующий день было объявлено о либерализации цен и «шоковой терапии». В считанные месяцы люди превратились из благополучных советских граждан в россиян-бессребреников. Видимо, в качестве анестезии кабинет министров 29 февраля 1992 года отменил государственную монополию на алкогольные напитки, и на Русь щедро вылились самые экзотические крепкие напитки из-за рубежа. А затем началась приватизация, и на свет появились олигархи. По итогам года инфляция составила 2600 %, а уровень смертности увеличился более чем на 30%.

 

2000 год - многие ждали конца света, а получили нового российского президента. Первый год правления В.В. Путина запомнился цепочкой роковых событий, которые суеверные люди наверняка бы связали с происками «батюшки Високоса». Сначала премьер-министром страны стал человек с фамилией Касьянов. Затем при загадочных обстоятельствах утонула субмарина «Курск», а следом чуть не сгорела Останкинская башня. Наиболее последовательные «касьянофобы» увидели бы дополнительные знаменья в создании группы «ВИА гра» и в победе на выборах в США Джорджа Буша-младшего. Мир необратимо становился другим…

 

По мнению представителей церкви, високосные годы не отличаются какими-либо кровожадными особенностями и не несут людям неурожаи и войны. Во всяком случае, не больше, чем годы обыкновенные. И не надо во всем винить святого Касьяна. Немилостивых святых не бывает. Роль святого в том, чтобы охранять ближних, помогать им в бедах и несчастьях. Церковь вообще отрицательно относится ко всему, что связано с приметами и суевериями.
Тем не менее, из всех катастроф предыдущих лет наиболее памятны пожар в Останкино и затонувшая подлодка «Курск», взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве. Эти события произошли в 2000 г. В этом же году в Париже разбился легендарный и до тех пор считавшийся надежнейшим авиалайнер «Конкорд», погибли 109 человек. Это ли не показатель?


1996 год. Столкновение казахстанского «Ил-76» и «Боинга-747», в результате которого погибли 372 человека.
1988 год ознаменовался знаменитым землетрясением в Армении, погибли 23 тысячи человек.
1948 год — произошло сильное землетрясение в Ашхабаде.
В 1912 году затонул «Титаник».


Даже разрушение Византийской империи крестоносцами в 1204 году связывают с проклятым годом.
Но все-таки самые страшные и кровавые потрясения в истории прошлого века и крупные катастрофы и потрясения такие, как взрыв террористами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (2001 год), два путча в России (1991, 1993 годы); авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.) или утонувший паром «Эстония» (1994 г.) пришлись не на високосные годы. Так, может, все-таки и нет никакой магии чисел вовсе?



Однако жизнь продолжается даже в високосный год, - все запреты соблюсти невозможно, поэтому и появилось множество условий, ритуальных оговорок, якобы помогающих избежать негативных последствий года. Так, к примеру, если в это непростое время приходилось уезжать из дома, следовало, не переходя порою, сказать: «Иду и еду по високосному следу. С порога сошел, сюда и вернусь». А при венчании народное творчество приписывало священнику следующую неканоническую присказку: «Венчаю венцом, а не високосным концом». Разумеется, ничего подобного батюшки не говорили, поскольку ни церковь, ни наука не признают за високосным годом никакого особого значения.


Явление високосного года — астрономическая данность, свойство нашей неточной хронологии. Как известно, за год Земля совершает один оборот вокруг Солнца, при этом ежесуточно оборачиваясь вокруг своей оси. Так вот, момент окончания года, завершения оборота вокруг Солнца, не совпадает с последним в году оборотом вокруг оси — и получается нестыковка: сутки еще длятся, а год уже закончился! Это выглядит какой-то несуразностью, досадной ошибкой. Будто бы Создатель что-то напутал, сделал на глазок, приблизительно, второпях.
Конечно, такая мысль не по нраву ни священникам, ни ученым, ни эзотерикам. Им было бы куда удобнее оперировать стройными теориями мироздания, когда б природа не подбрасывала таких неточностей, как високосный год. Поневоле закрадывается мысль о некоем нарушении замысла творения, о прямом вредительстве стройным идеям Создателя. И потому неудивительно, что появилось множество толкований високоса, указывающих на его злотворную природу.

 

По одной из распространенных версий, смещение точного цикла земного года произошло в результате гибели планеты Фаэтон. Возникший на ее месте пояс астероидов не смог удерживать существующий баланс гравитационных сил, и орбиты многих планет, в том числе нашей Земли, изменились. Именно из-за этого нарушилась некая космическая гармония, образно говоря, планеты сбились с пути. Пришлось изменить календарь: так и появился високосный год, в котором лишний день «набегает» за счет неучтенных часе предыдущих трех лет. В каком-то смысле високосный «отдает долги» за прежние годы…
Эзотерики скажут, что «Фаэтон был сакральной планетой равновесия возможностей и желании, а его гибель означала падение человека в сети неуемных страстей (замечаете аналогию с историей грехопадения?).


Но, как бы то ни было, по факту мы имеем следующее: несовпадение суточного и годового цикла обращения Земли. В результате календари практически всех времен и народов сталкивались с необходимостью учитывать дополнительные сутки, что набегают каждые четыре года. Из-за этого «лишнего» дня возникало множество неудобств, едва ли не приводивших к войнам и раздорам. Порой, и смена власти в государстве сопровождалась установлением нового календаря — так делали со времен фараонов до Парижской коммуны и российской революции 17-го года. Эти примеры лишний раз указывают на то, сколь важным, даже сакральным значением обладает всякая система отсчета времени. И посему стоит поразмыслить над тем, что же означает пресловутый «лишний» день, появляющийся раз в четыре года.
Уже древним египтянам был известен четырехлетний цикл «особого года». Возможно, именно поэтому четверка являлась для них сакральным числом. Как и семерка; на этих числах строились основные циклы отсчета времени - четырехлетний цикл високосных лет и семидневный цикл недель. И до сей поры мы придерживаемся такого отсчета. Но если семидневку мы легко отслеживаем и разумно используем, то четырехлетний цикл чаще всего просто не замечаем.


Действительно, мы привыкли мыслить максимум в пределах года. Подводим итоги года, планируем дела на год грядущий, отмеряем свою жизнь прожитыми годами. Лишь древние старики переходят на отсчет десятилетиями: когда перевалило за девятый десяток, год-другой особого значения не имеют.
Между тем, если подумать, человеку средних лет цикл длиною в год уже маловат. Согласитесь, нередко возникает ощущение, будто год прожит зря, цель так и не достигнута: только успели как следует разбежаться — а тут уже и время вышло. Проблема вовсе не в нашей нерасторопности, просто серьезные дела требуют гораздо больше времени, чем 365 дней. И в связи с этим четырехлетний цикл пришелся бы очень кстати. Тем более что лишь раз в четыре года Земля возвращается в исходную точку орбиты. Это очень важное ритмическое обстоятельство, так называемая точка синхронизации — а ее-то мы и не учитываем. 


Ведь как думает человек? Прошел, дескать, год, а значит, следующий можно уже прожить набело, оставив все проблемы и неувязки в году уходящем. И рассуждаем мы так именно потому, что не видим, не знаем того, что год — цикл не окончательный, а лишь вписанный в четырехлетие, также, как четыре сезона — весна, лето, осень, зима — вписаны в год. Стоит только увидеть этот четырехлетний цикл — и мы получим ответы на многие «непонятные» вопросы. К примеру, станет ясно, почему так часто не удается решить проблему в течение целого года: какие-то истории действительно завершаются за год, а какие-то — нет. Все дело в значимости, в символической весомости событий. Совсем коротенькие, обыденные дела «умещаются» в семидневку. За этот срок история успевает и возникнуть, и сформироваться, и дойти до кульминации, и благополучно (или же неблагополучно) завершиться.
Семидневки (седмицы) укладываются в месяц, который наглядно учитывается как в светском календаре, так и во всех других — церковных, астрологических и прочих. И каждый месяц характеризуется особым настроением и ритмом жизни. Дела, на реализацию которых мы отводим целый месяц, более важны и значимы, чем дела одной седмицы.


Три месяца складываются в сезон, четыре сезона — в год. За этот период можно решить уже вполне серьезные задачи. Беда в том, что следующий, еще более значимый, четырехлетний период большинством из нас не учитывается. А ведь многие важные, долговременные проекты определяются как раз этим циклом. Четыре года требуется для формирования, развития и завершения крупных проектов. Не только индивидуальных, но и коллективных, в том числе государственного и даже мирового масштаба. Неслучайно во многих странах политические лидеры избираются именно на четырехлетний срок. Сознательно или не очень человечество воспроизводит древнеегипетский четырехлетний цикл.
Древние фараоны соотносили его с влиянием Сириуса (они называли его звездой Сотис). Церемония посвящения фараона включала в себя клятву никогда не изменять календарный принцип, базирующийся на двух циклах: семидневном и четырехлетнем.
Описание значимости этих ритмов найдено археологами на каменной плите, содержащей надпись сразу на трех древних языках. Только одно это обстоятельство указывает на огромное значение, которое придавали египтяне знанию космических ритмов. Надпись на плите получила название «Канопский декрет» (238 год до нашей эры, Египет).


Там сказано следующее: «…так как восход Божественной Сотис в течение четырех лет уходит на один день… если год будет и впредь состоять из 360 дней и пяти дней к ним добавляемых, отныне будет после каждых четырех лет добавляться один день, как праздник Богов Благодетелей, к пяти добавочным дням перед новым годом…»
Итак, каждые четыре года праздником Богов Благодетелей завершался важнейший цикл в жизни народов, государств и правителей. Считалось, что правитель, учитывающий значение этого цикла, проявляет истинную мудрость, а значит, непременно добьется целей.
Не потому ли фараоны столь ревностно хранили календарь, а само знание о летоисчислении считали сакральным? Не потому ли Гай Юлий Цезарь — один из самых мудрых исторических лидеров, затевает реформу римского летоисчисления и дарит миру календарь, до сей поры именуемый юлианским? Так, в 48 году до нашей эры Юлий Цезарь прибывает в Египет, а уже через три года проводит в Риме календарную реформу. Именно тогда Европа и получила четырехлетний високосный цикл.
Дело в том, что в Европе в результате целой цепочки календарных реформ знание сакрального смысла четырехлетнего цикла было практически утрачено. Рим смог лишь отчасти воспринять древнюю мудрость Осириса, который согласно легенде и дал этот календарь Египту. Европа адаптировала календарь, предпочитая учитывать только ежегодные циклы. Такое человеческое своеволие, впрочем, никак не отразилось на движении Земли вокруг Солнца, а значит, люди все равно ощущали на себе влияние високоса.


Конечно, знание о ритмах бытия более долгих, чем один год, существовало у всех народов. К примеру, древнерусский календарь широко использовал число четыре для определения самых разных периодов. Четверка входила в набор священных чисел и формировала множество больших и малых циклов. Так, древне-славянские сутки, по мнению многих исследователей, разделялись на шестнадцать периодов (четырежды четыре), а годы объединялись шестнадцатилетними циклами — Сварожьими Кругами, в каждом из которых солнце проходит последовательно все шестнадцать Чертогов. Это и есть сутки Сварога. До сих пор шестнадцать лет — сутки Сварога — считаются рубежом взросления, точкой формирования личности.
Високосный глд в четырехлетнем цикле - это вовсе не черная полоса, а время подведения итогов, обновления и роста. В общем, по большому счету, любые беды и несчастья високос устраивает исключительно ради нашего же блага. Напоследок хочется отметить феномен 29 февраля — того самого високосного дня. который и является причиной всех наших размышлений. Конечно, этот день — своего рода доминанта всего четырехлетнего цикла. Не случайно рожденным 29 февраля всегда предрекалась особая миссия — пророков, носителей откровения, личностей неординарных, не от мира сего. Считается, что такие люди свободны от родовой кармы, а встреча с ними равносильна встрече с вестником, который может сообщить крайне важную для вас информацию.

 

Эзотерики считают 29 февраля днем открытых врат в иные измерения, днем обретения тайного знания, посвящений, откровений и озарений. Что неудивительно, ведь именно в этот момент восстанавливается гармония сфер: мир избавляется от календарной неточности, время хотя бы на миг «выправляется» и приходит в соответствие с древними космическими ритмами.
Високосный год – не повод для страхов. Просто будьте более внимательными, осторожными. Православные верующие могут вообще не обращать внимания на то, что год високосный, - Церковь считает это грешной мыслью. Пусть любой високосный год — с особой молитвой или без нее — будет самым счастливым, ведь мы проживем на один день больше! А сколько всего можно успеть за «лишние» 24 часа! 


Как отмечать день рождения 29 февраля 


По материалам Инета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий